Исследование проведено Институтом образования
НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Сегаловича

Цифровой переход:

опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире
Многие эксперты, новаторы в обучении и разработчики технологий с оптимизмом ждали, что онлайн-образование предоставит равные возможности как можно большему числу людей. Пандемия показала, что это не так просто.
Для того чтобы онлайн был эффективен, важно внедрение новых образовательных подходов и умение педагогов их использовать, нужен доступ к работающему оборудованию и качественному интернету, необходима система психологической поддержки учеников, находящихся на удалёнке.

Совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ мы проанализировали больше ста академических исследований последних лет и рассмотрели, как ожидания от онлайна воплотились на практике. А анализ кейсов образовательных организаций помог сформулировать, какие вызовы стоят перед современным онлайн-образованием — и что может помочь с ними справиться.

Oнлайн‑образование
и проблема неравенства

Профессиональные компетенции, метапредметные навыки, социальные связи, символический капитал — исследователи продолжают спорить, благодаря чему мы получаем путёвку в лучшую жизнь. Люди с более высоким уровнем образования в среднем имеют больше шансов занять привлекательное социальное положение и получать достойный доход.
Исак Фрумин
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
«Говорят, перед большой бедой все равны, но пандемия показала, что к шоковым трансформациям разные семьи оказались готовы по-разному. С одной стороны, дистанционные технологии доказали, что знание не имеет территориальных границ. Но одновременно мы увидели, что традиционное социальное неравенство воздвигло границы и для, казалось бы, общедоступных технологий. Во многом успешное преодоление вызовов обучения во время пандемии оказалось зависящим от обусловленного семейным капиталом везения: обладаешь ли ты нужной техникой и технологиями, навыками их использования, сохранил ли ты социальность и вовлеченность в новой цифровой среде».
Обучающиеся из менее обеспеченных семей чаще делают выбор в пользу менее престижных траекторий обучения: в России ключевой точкой перехода служит девятый класс. Такие ученики реже переходят в старшие классы: среди отличников из семей, где родители получили только общее образование, лишь 63% поступают в 10-й класс. А в семьях, где родители окончили вуз, 85% школьников переходят в старшую школу.

в 10-й класс поступают

63%
школьников
из семей, где родители получили только общее образование
85%
школьников
из семей, где родители закончили вуз
кейс
Для того, чтобы школьникам с разным бэкграундом было проще планировать свою образовательную и карьерную траектории, в США разработали сервис Virginia Education Wizard. Онлайн-помощник проводит профориентацию и подсказывает, какими финансовыми и стипендиальными программами может воспользоваться ученик.
Подробнее
Virginia Education Wizard позволяет учитывать не только результаты опроса, который школьники проходят на сайте, но и интегрировать школьные оценки и достижения в модель для подбора оптимальных образовательных и карьерных траекторий в штате. Ресурс сотрудничает с государственными школами штата: каждый школьник автоматически получает доступ к сайту, а личный кабинет учащегося активируется карьерными консультантами школ. Virginia Education Wizard позволяет будущему студенту и его родителям получить полную информацию об образовательных возможностях и сделать оптимальный выбор с учётом способностей и предпочтений ученика, а также финансовых возможностей семьи. Кроме того, на сайте есть игра Imagine, позволяющая понять, какую зарплату нужно получать, чтобы вести тот или иной образ жизни в выбранном штате.
Пандемия привела к тому, что российские школы и вузы массово и стремительно перешли в онлайн. Шоковая трансформация в разы ускорила распространение технологий и сформировала запрос на новые цифровые решения. Технологии могут помочь с решением проблем, связанных с адаптивным обучением, информированным выбором программ, расширением образовательных возможностей для жителей различных регионов. Однако есть и новые риски возникновения неравенства.

Так, во время первой волны COVID-19 студенты из малообеспеченных семей чаще испытывали технические трудности, менее охотно подключались к занятиям с видео и участвовали в дискуссиях.

Елена Бунина
Генеральный директор Яндекса в России
«Несмотря на то что при переходе на удалёнку возникали трудности, оказалось, что есть немало школьников, которым понравилось учиться в дистанционном формате. Согласно опросу, проведённому в ходе первой волны COVID-19, почти четверть школьников хотели продолжить дистанционное обучение и после пандемии, а 21% видели в таком режиме учёбы новые возможности. Поэтому крайне важно, чтобы у всех учащихся были ресурсы для того, чтобы полноценно участвовать в удалённых занятия».

Основные вызовы
для онлайн-образования

Онлайн- или смешанное обучение может быть не менее эффективным, чем традиционные курсы. Однако учебный процесс важно переносить в онлайн грамотно: повышать цифровую грамотность педагогов, обеспечивать справедливое оценивание и не забывать о психологическом благополучии школьников и студентов.

Цифровые компетенции учителей

Далеко не все учителя оказались готовыми к работе в онлайн- и смешанных средах: у многих педагогов высокая нагрузка, и им не всегда хватает времени на изучение новых технологий.

Пандемия привела к тому, что педагогов, у которых не было бы опыта дистанционной работы, в школах практически не осталось. В Москве, согласно данным мониторинга НИУ ВШЭ, их всего 1,0%; в регионах, где проводился эксперимент по созданию цифровой образовательной среды, — 2,8%; в остальных регионах — 4,9%.

Количество педагогов без опыта дистанционной работы
При этом практически все московские педагоги во время пандемии проводили дистанционные занятия в режиме реального времени, а учителя из других регионов — чаще использовали элементы заочного обучения. Например, предоставляли школьникам записи или ссылки на видеоуроки, учебные материалы и задания, найденные в интернете.

Это может быть связано с тем, что в регионах-лидерах проводится централизованная работа по формированию цифровой образовательной среды, а в регионах с меньшими ресурсами она часто происходит несистемно и лишь на уровне школ.

Чтобы устранить разрыв между регионами, в первую очередь нужно определить, каких навыков и ресурсов не хватает педагогам. У многих преподавателей нет времени искать и осваивать новые цифровые инструменты, у них может не быть необходимого оборудования и доступа к быстрому интернету.

Для оценки навыков учителей может использоваться Европейская модель цифровых компетенций педагога (DigCompEdu). Она выделяет 22 элементарные цифровые компетенции в шести группах:

Cхема цифровых компетенций педагогов в модели DigCompEdu
DigCompEdu позволяет выявить дефициты в навыках педагогов и сформировать на базе оценки индивидуальные рекомендации по их развитию. Её применение позволяет снизить затраты на обучение и сократить его длительность: ведь работа будет направлена только на ликвидацию дефицитов.
Елена Краевская
Руководитель методического отдела Яндекс.Учебника
«За последние три года больше половины учителей прошли курсы повышения квалификации, связанные с изучением новых технологий. Однако в обучении им недоставало практики — поэтому важно, чтобы такие программы реагировали на запросы самих учителей. И наш опыт проведения образовательных интенсивов показывает, что при наличии системной поддержки все педагоги смогут освоить необходимые цифровые навыки».

Педагогические
подходы и оценивание

Переход в онлайн требует не только новых инструментов, но и соответствующих педагогических подходов: например, связанных с измерением образовательных результатов.
Инна Антипкина
Руководитель программы «Обучение и оценивание как наука» в НИУ ВШЭ
«Оценивание в цифровой среде несёт в себе как новые вызовы, так и новые возможности. Cуществующие решения для того, чтобы затруднить списывание, пока ещё дорогие, сложные и не всегда надежные. Однако исследователи образования уже находят подходы к этой проблеме: например, изучают, как по сочетанию времени и паттернов ответов выявлять тех, кто мог сжульничать. К тому же, тестирование навыков в онлайне позволяет собирать информацию, которую было бы сложно получить иначе: не только сами ответы, но и, например, то, сколько времени заняло задание».
Компьютерное оценивание бывает уязвимым: есть риск утечки материалов и академического мошенничества. И чтобы справиться с этими угрозами, можно использовать как жёсткие, так и мягкие методы контроля. Жёсткие методы — это прокторинг (наблюдение за сдачей экзаменов) и санкции за списывание.

Мягкие методы — это решения, связанные с дизайном тестирования: например, рандомизация заданий и разработка дружелюбных интерфейсов, которые снижают психологическую нагрузку на участников тестирования.

Дмитрий Аббакумов
Руководитель Центра психометрики и учебной аналитики Яндекс.Практикума
«Для измерения образовательных результатов по курсу уже недостаточно дать студенту один, пусть и качественный, тест. Наш опыт показывает, что измерение должно быть непрерывным, разнообразным по форме и распределённым по всему времени обучения. Только так можно доказательно выявлять учебные трудности студентов, определять их причины и подбирать правильные помогающие решения».
К мягким методам можно отнести и превентивные меры: если оценивать в онлайне обычные проверочные работы, то это позволит учащимся привыкнуть к формату, наработать необходимую компьютерную грамотность и подготовиться к экзаменам с высокими ставками (например, ЕГЭ).

Психологическое
благополучие учащихся

Психологическое благополучие и ментальное здоровье учащихся — одна из важнейших проблем в условиях дистанционного и смешанного обучения. Результаты всероссийского опроса студентов в июне 2021 года показали, что почти три четверти студентов демонстрируют разные признаки психологического неблагополучия. А у каждого пятого студента есть симптомы депрессии.
75%
студентов
имеют признаки психологического неблагополучия
20%
студентов
демонстрирует симптомы депрессии
Поэтому крайне важно усиливать деятельность по поддержке учащихся и профилактике возникновения психологических проблем.
кейс
В Университете штата Джорджия разработали и применили систему, позволяющую заранее оценить и снизить риски возникновения проблем у студентов. Система анализирует поведение студентов (например, пропуски занятий) и назначает встречи со специальными консультантами тем, кто находится в зоне риска.
Подробнее
Аналитическая система собирает данные по 800 показателям: от статистики использования электронных пропусков до данных из LMS. На основании этого система строит прогноз возникновения разных типов проблем. Обнаружив риск, система назначает встречу студента с консультантом, и уже он совместно со студентом ищет решение, которое позволит предотвратить риски или минимизировать их последствия.

За время использования этой программы отсев студентов сократился на 5%, а результаты выпускных экзаменов выросли в среднем на 7%. Более того, число степеней бакалавра, полученных студентами из групп социального риска, увеличилось на 103%.

Поэтому крайне важно усиливать деятельность по поддержке учащихся и профилактике возникновения психологических проблем.
Александра Есенина
Куратор Школы анализа данных Яндекса
«В Школе анализа данных Яндекса мы заметили, что взаимная поддержка помогает студентам справляться со сложной программой. Поэтому, когда началась дистанционная учёба, мы стали организовывать неформальные встречи в Zoom и запустили онлайн-игротеку. Ещё мы создали бота, который случайным образом мэтчит студентов, чтобы они могли познакомиться и пообщаться».

Резюме

Прежде чем онлайн-образование сможет эффективно помогать в решении важных социальных проблем, нужно, чтобы были соблюдены определённые условия. У всех участников образовательного процесса должна быть релевантная поддержка: от материально-технического обеспечения для школьников и студентов из малообеспеченных семей до доступных курсов по переходу к онлайн- или смешанному обучению для педагогов и образовательных организаций.
Thu Nov 11 2021 13:38:43 GMT+0300 (Moscow Standard Time)